О развитии отдела челюстно-лицевого протезирования

Анапластология: альтернатива реконструктивной хирургии

Реабилитация как путевка в жизнь!


Анапластология - лицевое протезирование
В настоящее время «Исток Аудио Мед» работает над реализацией новой социально значимой программы по реабилитации пациентов с черепно-лицевыми дефектами. В России это направление активно развивается и является очень востребованным, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья без оперативного вмешательства эффективно подкорректировать эстетические дефекты.
Подробно о новой сфере деятельности, призванной помочь пациентам обрести уверенность и вернуться к привычному образу жизни, рассказывает руководитель отдела черепно-лицевого протезирования «Исток Аудио Мед» Мария Климачева.


Что такое черепно-лицевое протезирование и какие пациенты обращаются к Вам за помощью?

– Черепно-лицевое протезирование или анапластология – это раздел пластической и реконструктивной хирургии, который охватывает замещение отсутствующих частей лица или тела съемными или несъемными силоксановыми конструкциями. Проще говоря, мы создаем для пациентов индивидуальные лицевые протезы из специальных силиконовых материалов для восстановления утраченной части лица или анатомии в области головы. Такая необходимость может быть обусловлена врожденными дефектами или дефектами, полученными в результате травмы, а также онкологическими заболеваниями.


Почему было выбрано именно это направление деятельности? Расскажите об истории возникновения Вашего отдела.

– Дело в том, что анапластология – очень эффективный, малотравматичный и безопасный метод эстетической реабилитации, который  широко применяется во всем мире. Существуют такие дефекты, как, например, врожденный или приобретенный дефект ушной раковины (микротия), повреждения орбиты, области глаза, носа и так далее. Все они по ряду причин – отсутствие местных тканей для аутогенной реконструкции, предыдущие неудачные попытки, контроль рецидива опухоли – не могут быть устранены с помощью пластической хирургии. И тогда единственным способом для человека вернуть нормальную внешность, обрести уверенность и чувствовать себя комфортно становится эктопротезирование.

Поскольку основной сферой деятельности нашей компании является слухопротезирование и все, что связано с коррекцией слуха, а также реабилитацией людей с ограниченными возможностями здоровья, наша работа в новом направлении началась с создания протеза ушной раковины из специальных силиконовых материалов. К нам нередко обращаются пациенты с такими врожденными заболеваниями, как атрезия слухового прохода и микротия. В идеале решать эти проблемы нужно в комплексе, что мы и сделали. А дальше, все глубже погружаясь в эту тему, мы постепенно накопили опыт и знания в данной области. Сегодня мы готовы предложить нашим пациентам протезы из силиконовых материалов, которые позволяют полностью скрыть дефекты и восстановить такие сложные анатомические структуры, как нос, глаз, орбита, скулоглазничный комплекс и даже фаланги пальцев.


Для России, как Вы сказали, это новая методика реабилитации. Где проходили обучение Ваши специалисты?


– Мы активно сотрудничаем с ведущими лабораториями по лицевому протезированию в Великобритании– стране, по праву считающейся лидером в этой области. Наш техник-протезист, анапластолог проходил обучение в английской компании «Техновент», которая более 20 лет работает в этой сфере, и изучил весь процесс – от снятия слепка до создания протеза. Он постоянно повышает свою квалификацию, совершенствует мастерство и знакомится с новыми способами создания протезов.

В работе мы используем имплантационные системы, произведенные в Швеции, а также силиконовые материалы, компоненты, красящие пигменты, основы, адгезивы компании «Техновент». Они признаны одними из лучших на мировом рынке лицевого протезирования: с помощью этих качественных материалов возможно создание любого протеза, максимально схожего по своим внешним качествам с естественным лицом. Он учитывает нюансы мимических изменений, движения, индивидуальные особенности человека и способен решить самую сложную задачу – создать невидимую границу между лицом и протезом.

Много ли в нашей стране пациентов нуждаются в этом направлении эстетической реабилитации? Сотрудничает ли Ваша команда с медицинскими специалистами?


– Пациентов, нуждающихся в помощи специалистов нашего профиля, достаточно много. Несмотря на то, что отдел черепно-лицевого протезирования работает сравнительно недавно, нам удалось добиться определенных результатов. Мы наладили тесное сотрудничество с крупнейшими федеральными медицинскими центрами, такими как ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии», ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Московский
медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова. Для эффективной работы нашего подразделения на базе «Исток-Аудио» создана лаборатория по изготовлению индивидуальных лицевых протезов. К решению проблем каждого пациента мы подходим комплексно.

В чем заключается комплексный подход?


– Чаще всего пациенты попадают к нам по рекомендации врачей. Как я уже говорила, нередко устранить черепно-лицевой дефект с помощью эстетической хирургии не представляется возможным. Нарушения внешности вследствие черепно-лицевых дефектов из-за их сложной трехмерной формы являются серьезной проблемой для пластического хирурга. Случается, что пациенту проведена реконструктивная операция, но ее результат его не удовлетворяет, человек продолжает искать способы вернуть себе привычную внешность. Одним из них и может стать черепно-лицевое протезирование. Но процедура эта довольно затратная. А если учесть, что человеку в связи с болезнью уже пришлось пройти определенный путь, требующий серьезных финансовых вложений в лечение, то найти деньги на реабилитацию оказывается просто невыполнимой задачей. Мы готовы оказывать комплексную поддержку. Наши специалисты полностью ведут дела каждого пациента, начиная от выданного врачом заключения и заканчивая сбором всех документов, которые необходимы для юридического оформления и получения компенсации от государства.

Как долго длится процесс непосредственного изготовления протеза? Если пациент проживает в другом регионе, помогаете ли Вы решать вопрос его проживания?


– Современные технологии позволяют крепить протезы либо на короткие имплантаты, которые вживляются
в кость, либо на специализированный клей. Имплантаты устанавливают ведущие челюстно-лицевые хирурги в одном из федеральных медицинских центров Москвы. После этого пациент приезжает к нам. В нашей мини-гостинице созданы все необходимые условия для проживания. Процесс изготовления протеза, в зависимости от сложности, займет от 2 до 4 дней. Все это время с пациентом работает наш протезист: снимает слепок, изготавливает гипсовую модель, далее идут примерки, прокраски. Все это требует очень скрупулезного, детального подхода, чтобы в итоге протез был максимально приближен к естественному цвету кожи. Если предусмотрено закрепление протеза на клей, мы объясняем пациенту, как проводить эту процедуру самостоятельно.

То есть от Вас пациент уходит полностью реабилитированным?


– Да, пациент получает протез и сразу может его использовать. Конечно, ему понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть к протезу и к своему новому облику, но это тоже своего рода процесс реабилитации. Еще раз подчеркну, что предлагаемый нами метод является максимально щадящим, при этом эстетический эффект практически всегда превосходит ожидания.

В качестве примера можно рассказать об одной из наших пациенток Марине Антоновне (по этическим соображениям мы изменили имя и отчество). Десять лет назад она перенесла операцию по удалению злокачественной опухоли на правой стороне лица, в результате которой лишилась орбиты правого глаза, включая веки, ресницы, бровь. Все эти годы женщина выходила на улицу только в солнцезащитных очках, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание окружающих. Постепенно Марина Антоновна пришла к решению, что ей необходимо сделать протез на поврежденную часть лица. Специалисты регионального отделения Фонда социального страхования рекомендовали женщине обратиться за помощью в «Исток Аудио Мед». В нашей лаборатории был изготовлен индивидуальный силиконовый эктопротез (эпитез) глазницы на очковой оправе. Такой выбор обусловлен тремя важными факторами: безупречным качеством имитации отсутствующей части лица, удобством применения и практичностью. Для эктопротеза техник использовал материал, рассчитанный на каждодневное и долгосрочное ношение. Кроме этого, был выбран оптимальный в данном случае способ крепления – на очковую оправу. В результате протез полностью имитирует глаз женщины и прилегающую к нему часть лица и практически не отличим от здорового органа.

В случае с Мариной Антоновной весь цикл работ занял три дня, включая период адаптации к протезу. Результатом пациентка осталась довольна.  

Вы занимаетесь решением очень важной задачи – социальной реабилитацией людей, это заслуживает уважения. Какие планы Вы строите на будущее?


– Мы планируем и в дальнейшем расширять сотрудничество со специализированными учреждениями здравоохранения. Уже сегодня ведущие медицинские институты воспринимают нас как надежных партнеров, с которыми можно иметь дело, поскольку мы заинтересованы именно в помощи пациентам. «Исток Аудио Мед» занимается подобным видом реабилитации комплексно – это еще одна причина, почему медицинские институты рады с нами сотрудничать. И, конечно, мы очень хотим, чтобы люди знали о нас и нашей работе и были уверены, что при необходимости смогут получить высококвалифицированную помощь не за границей, а в своей стране.

 Марина Индык


Видео анапластология